Программа госгарантий оказания бесплатной медпомощи на 2012 год
УТВЕРЖДЕНА постановлением Администрации Курской области от 23 декабря 2011 г. № 711-па |
ПРОГРАММА
государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Курской области
на 2012 год
I. Общие положения
Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Курской области на 2012 год (далее - Программа) определяет виды и условия оказания медицинской помощи, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансового обеспечения, а также предусматривает критерии качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой гражданам Российской Федерации (далее - граждане) на территории Курской области бесплатно.
Финансовое обеспечение оказания медицинской помощи осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования, как составной частью Программы, а также средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с Программой.
Программа разработана в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 21 октября 2011 г. № 856 «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год» и от 6 мая 2003 г. № 255 «О разработке и финансировании выполнения заданий по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и контроле за их реализацией».
В рамках Программы за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов и средств обязательного медицинского страхования осуществляется финансовое обеспечение оказания федеральными государственными учреждениями, подведомственными Федеральному медико-биологическому агентству, медицинской помощи работникам организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, а также оказания медицинской помощи гражданам при постановке их на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования и призыве на военные сборы, за исключением медицинского освидетельствования в целях определения годности граждан к военной службе.
II. Виды и условия оказания медицинской помощи
В рамках Программы бесплатно предоставляются:
- первичная медико-санитарная помощь;
- скорая, в том числе специализированная (санитарно-авиационная), медицинская помощь;
- специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь.
Первичная медико-санитарная помощь включает лечение наиболее распространенных болезней, травм, отравлений и других состояний, требующих неотложной медицинской помощи, медицинскую профилактику заболеваний, осуществление мероприятий по проведению профилактических прививок и профилактических осмотров, диспансерному наблюдению женщин в период беременности, здоровых детей и лиц с хроническими заболеваниями, предупреждению абортов, санитарно-гигиеническое просвещение граждан, а также осуществление других мероприятий, связанных с оказанием первичной медико-санитарной помощи гражданам.
Первичная медико-санитарная помощь предоставляется гражданам в медицинских организациях и их соответствующих структурных подразделениях, в том числе во врачебно-физкультурных диспансерах, центрах планирования семьи и репродукции, центрах охраны репродуктивного здоровья подростков и центрах медицинской профилактики, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), врачами-специалистами, а также соответствующим средним медицинским персоналом.
Скорая, в том числе специализированная (санитарно-авиационная), медицинская помощь оказывается безотлагательно гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (несчастные случаи, травмы, отравления, а также другие состояния и заболевания), учреждениями и подразделениями скорой медицинской помощи государственной или муниципальной системы здравоохранения.
Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь предоставляется гражданам в медицинских организациях при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных, уникальных или ресурсоемких медицинских технологий.
Медицинская помощь предоставляется гражданам:
- учреждениями и структурными подразделениями скорой медицинской помощи (скорая медицинская помощь);
- амбулаторно-поликлиническими учреждениями и другими медицинскими организациями или их соответствующими структурными подразделениями, а также дневными стационарами всех типов (амбулаторная медицинская помощь);
- больничными учреждениями и другими медицинскими организациями или их соответствующими структурными подразделениями (стационарная медицинская помощь).
Амбулаторная медицинская помощь предоставляется гражданам при заболеваниях, травмах, отравлениях и других патологических состояниях, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения, изоляции и использования интенсивных методов лечения, а также при беременности и искусственном прерывании беременности на ранних сроках (абортах), а также включает проведение мероприятий по профилактике (в том числе диспансерному наблюдению) заболеваний.
В целях повышения эффективности оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи при острых заболеваниях и обострении хронических заболеваний, не требующих срочного медицинского вмешательства, в структуре медицинских учреждений муниципальной системы здравоохранения может создаваться служба неотложной медицинской помощи.
Стационарная медицинская помощь предоставляется гражданам в случаях заболеваний, в том числе острых, обострения хронических заболеваний, отравлений, травм, патологии беременности, родов, абортов, а также в период новорожденности, которые требуют круглосуточного медицинского наблюдения, применения интенсивных методов лечения и (или) изоляции, в том числе по эпидемическим показаниям.
Мероприятия по восстановительному лечению и реабилитации больных осуществляются в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, иных медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях, включая центры восстановительной медицины и реабилитации, в том числе детские, а также санатории, в том числе детские и для детей с родителями.
При оказании медицинской помощи осуществляется обеспечение граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, необходимых для оказания стационарной медицинской помощи, медицинской помощи в дневных стационарах всех типов, а также скорой и неотложной медицинской помощи представлен в приложении № 1 к настоящей Программе.
Перечень изделий медицинского назначения, необходимых для оказания стационарной медицинской помощи, медицинской помощи в дневных стационарах всех типов, а также скорой и неотложной медицинской помощи представлен в приложении № 2 к настоящей Программе.
Перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, представлен в приложении № 3 к настоящей Программе.
Санитарно-гигиенические и другие условия при оказании медицинских услуг должны соответствовать требованиям, предъявляемым при лицензировании медицинского учреждения.
Для получения медицинской помощи граждане имеют право на выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача (с учетом согласия врача), а также на выбор медицинской организации в соответствии с договорами на оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
В амбулаторно-поликлинических учреждениях принимаются вне очереди: инвалиды Великой Отечественной войны, участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним категории граждан, ветераны боевых действий, лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда», дети-инвалиды, лица, награжденные знаком «Почетный донор», категории граждан в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска», медицинские работники. В случае одновременного обращения к врачу нескольких граждан указанных категорий, прием пациентов осуществляется в порядке живой очереди.
Гражданин имеет право на полную информацию о состоянии своего здоровья, а также на отказ от проведения медицинского вмешательства и исследований в соответствии с действующим законодательством. Гражданин должен быть проинформирован о возможных последствиях отказа от медицинского вмешательства, о чем производится запись в медицинской документации, подтверждаемая подписями гражданина и медицинского работника. Объем, сроки, место и срочность проведения диагностических и лечебных мероприятий определяются лечащим врачом.
При состоянии здоровья гражданина, требующем оказания экстренной медицинской помощи, осмотр гражданина и лечебные мероприятия осуществляются незамедлительно любым медицинским работником, к которому он обратился.
Срок очередности плановых больных на прием к врачу и на обязательный минимум диагностических исследований не должен превышать 14 дней.
Госпитализация гражданина в больничное учреждение осуществляется по направлению лечащего врача базового амбулаторно-поликлинического учреждения, врача амбулаторно-консультативного учреждения, скорой медицинской помощи или при самостоятельном обращении больного по экстренным показаниям.
Направление пациента на плановую госпитализацию осуществляется лечащим врачом в соответствии с клиническими показаниями, требующими госпитального режима, активной терапии и круглосуточного наблюдения врача.
Гражданин обязан соблюдать правила внутреннего распорядка медицинского учреждения и рекомендации лечащего врача.
В больничных учреждениях возможно наличие очереди на плановую госпитализацию. Срок ожидания плановой стационарной медицинской помощи не должен превышать 14 дней.
При направлении гражданина лечащим врачом на консультацию, диагностическое исследование или госпитализацию (при отсутствии экстренных показаний), в случае, если срок ожидания гражданином медицинской услуги превышает 14 дней, медицинские организации, в которые направлен гражданин, должны принимать решение комиссионно.
Больные могут быть размещены в палатах на 4 и более мест.
Регистрация и осмотр пациента, доставленного в стационарное учреждение по экстренным медицинским показаниям, проводятся медицинскими работниками стационарного медицинского учреждения незамедлительно, повторный осмотр - не позднее чем через час после перевода в отделение.
Регистрация и осмотр пациента, направленного в стационарное учреждение в плановом порядке, проводятся медицинским работником стационарного учреждения в течение 2-х часов с момента поступления.
Больные, роженицы и родильницы обеспечиваются лечебным питанием в соответствии с физиологическими нормами, утвержденными Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Одному из родителей (члену семьи, по усмотрению родителей, опекуну) предоставляется возможность находиться вместе с больным ребенком для осуществления ухода.
Питанием и койкой обеспечивается лицо, ухаживающее за:
- госпитализированным ребенком до 3-х лет;
- ребенком до 17 лет включительно и больным с 18 лет и более в исключительных случаях, когда индивидуальный уход невозможно оказать силами медицинского персонала.
Исключительные случаи с социальными или медицинскими причинами определяются врачебной комиссией с обязательным обоснованием и фиксируются в истории болезни.
III. Медицинская помощь, предоставляемая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования
В рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования гражданам Российской Федерации на территории Курской области оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, специализированная (за исключением высокотехнологичной) медицинская помощь, а также осуществляется обеспечение необходимыми лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации в следующих случаях:
- инфекционные и паразитарные болезни, за исключением болезней, передающихся половым путем, туберкулеза, ВИЧ-инфекции и синдрома приобретенного иммунодефицита;
- новообразования;
- болезни эндокринной системы;
- расстройства питания и нарушения обмена веществ;
- болезни нервной системы;
- болезни крови, кроветворных органов;
- отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм;
- болезни глаза и его придаточного аппарата;
- болезни уха и сосцевидного отростка;
- болезни системы кровообращения;
- болезни органов дыхания;
- болезни органов пищеварения;
- болезни мочеполовой системы;
- болезни кожи и подкожной клетчатки;
- болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани;
- травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин;
- врожденные аномалии (пороки развития);
- деформации и хромосомные нарушения;
- беременность, роды, послеродовой период и аборты;
- отдельные состояния, возникающие у детей в перинатальный период.
В рамках программы обязательного медицинского страхования осуществляются:
1) мероприятия по диагностике, лечению, профилактике заболеваний, включая проведение профилактических прививок, профилактических осмотров и диспансерного наблюдения, в том числе здоровых детей, а также профилактика абортов;
2) проведение обязательных предварительных и периодических осмотров работающих и устраивающихся на работу детей и подростков от 14 до 18 лет (в том числе и для прохождения практики);
3) проведение обязательных профилактических и периодических медицинских осмотров школьников, а также обучающихся по очной форме обучения в общеобразовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования.
Мероприятия, финансируемые за счет средств обязательного медицинского страхования, могут включать в себя долевое участие в финансировании областных целевых программ в сфере здравоохранения Курской области.
Перечень медицинских учреждений и организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, представлен в приложении № 4 к настоящей Программе.
IV. Источники финансового обеспечения оказания медицинской помощи
Медицинская помощь на территории Курской области оказывается за счет бюджетных ассигнований всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Курской области.
За счет средств обязательного медицинского страхования оплачивается медицинская помощь, оказываемая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, являющейся составной частью Программы и определяющей права застрахованных лиц на бесплатное оказание им за счет средств обязательного медицинского страхования медицинской помощи на всей территории Российской Федерации.
Кроме того, в рамках реализации базовой программы обязательного медицинского страхования может финансироваться медицинская помощь, предоставляемая в санаториях, в том числе детских и для детей с родителями.
За счет бюджетных ассигнований федерального бюджета предоставляются:
- дополнительная медицинская помощь, оказываемая врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, медицинскими сестрами участковыми врачей-педиатров участковых и медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей) федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Федерального медико-биологического агентства;
- специализированная медицинская помощь, оказываемая в федеральных специализированных медицинских учреждениях, перечень которых утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
- высокотехнологичная медицинская помощь, оказываемая в медицинских организациях в соответствии с государственным заданием, сформированным в порядке, определяемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
- медицинская помощь, предусмотренная федеральными законами для определенных категорий граждан, оказываемая в соответствии со сформированным государственным заданием в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
- дополнительные мероприятия по развитию профилактического направления медицинской помощи (диспансеризация пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, дополнительная диспансеризация работающих граждан, иммунизация граждан, ранняя диагностика отдельных заболеваний и другие направления) в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- скорая медицинская помощь, а также первичная медико-санитарная и специализированная медицинская помощь, оказываемая федеральными государственными учреждениями, подведомственными Федеральному медико-биологическому агентству, работникам организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, за исключением затрат, финансируемых за счет средств обязательного медицинского страхования;
- лекарственные препараты, предназначенные для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей по перечню заболеваний, утверждаемому Правительством Российской Федерации, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей, по перечню лекарственных препаратов, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
За счет бюджетных ассигнований федерального бюджета предоставляются субсидии областному бюджету на финансовое обеспечение оказания дополнительной медицинской помощи врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, медицинскими сестрами участковыми врачей-педиатров участковых и медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей) областных учреждений здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, либо (при отсутствии на территории муниципального образования учреждений здравоохранения муниципальных образований и учреждений здравоохранения субъекта Российской Федерации) медицинских организаций, в которых в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, размещен муниципальный заказ, за исключением учреждений здравоохранения, подведомственных главным распорядителям средств федерального бюджета.
За счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предоставленных в установленном порядке областному бюджету, оказывается государственная социальная помощь отдельным категориям граждан в виде набора социальных услуг в части обеспечения необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
За счет бюджетных ассигнований областного бюджета предоставляются:
1) медицинская помощь:
- скорая медицинская помощь, в том числе специализированная (санитарно-авиационная);
- первичная медико-санитарная помощь, оказываемая гражданам при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, психических расстройствах и расстройствах поведения, в том числе связанных с употреблением психоактивных веществ;
- специализированная медицинская помощь, оказываемая в онкологических, кожно-венерологических, противотуберкулезных, наркологических и других специализированных медицинских учреждениях Курской области, входящих в номенклатуру учреждений здравоохранения, утверждаемую Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, ВИЧ-инфекции и синдроме приобретенного иммунодефицита, психических расстройствах и расстройствах поведения, в том числе связанных с употреблением психоактивных веществ;
- высокотехнологичная медицинская помощь, оказываемая в областных медицинских учреждениях дополнительно к государственному заданию, сформированному в порядке, определяемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
лекарственные препараты в соответствии:
- с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, включая обеспечение граждан лекарственными препаратами, предназначенными для больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей, с учетом лекарственных препаратов, предусмотренных перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации;
- с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой со свободных цен;
- при содержании детей, оставшихся без попечения родителей, на период оформления документов о переводе их в дома ребенка;
2) мероприятия:
- проводимые в областных медицинских учреждениях, входящих в номенклатуру учреждений здравоохранения, утверждаемую Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации:
- при массовых заболеваниях;
- в зоне стихийных бедствий и катастроф;
- разработка проектно-сметной документации;
- капитальный ремонт;
- обеспечение лечебно-профилактических учреждений Курской области вакцинными и антирабическими препаратами, сыворотками, иммуноглобулинами, применяемыми для профилактики инфекций;
- проведение научных исследований по инициативе комитета здравоохранения Курской области;
- приобретение медицинской документации и бланочной продукции;
- проведение совещаний, научных съездов и конференций;
- капитальные вложения;
- хранение медикаментов, тест-систем и иммунобиологических препаратов, поступающих в область за счет средств федерального бюджета;
3) финансирование областных медицинских учреждений и их структурных подразделений:
- специализированного Дома ребенка;
- хосписов;
- госпиталя для ветеранов войн;
- центров:
- по борьбе с синдромом приобретенного иммунодефицита;
- медицинской профилактики;
- медицины катастроф;
- Курского регионального центра судебной психиатрии Курской психиатрической больницы;
- Курского центра лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности;
- станций, отделений и кабинетов переливания крови;
- областного медицинского мобилизационного центра “Резерв”;
- бюро судебно-медицинской экспертизы;
- медицинского информационно-аналитического центра;
- отделений судебно-психиатрической экспертизы Курского клинического психоневрологического диспансера;
- патологоанатомических отделений и бюро;
- областной научно-медицинской библиотеки и библиотек стационаров лечебно-профилактических учреждений;
- централизованной бухгалтерии системы здравоохранения;
- отдела материального, транспортного обеспечения, технического надзора и контроля за капитальным ремонтом и строительством объектов здравоохранения;
- финансирование других видов мероприятий, в соответствии с действующим законодательством;
4) долевое участие в финансировании:
расходов в части приобретения оборудования, расходных материалов и лекарственных средств высокотехнологичных и дорогостоящих видов медицинской помощи, перечень которых утверждается комитетом здравоохранения Курской области.
За счет ассигнований из областного бюджета предоставляются лекарственные препараты в соответствии:
1) с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, включая обеспечение граждан лекарственными препаратами, предназначенными для больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей, с учетом лекарственных препаратов, предусмотренных перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации;
2) с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой со свободных цен.
В соответствии с законодательством Российской Федерации расходы соответствующих бюджетов включают в себя обеспечение медицинских организаций лекарственными препаратами, в том числе иммунобиологическими лекарственными препаратами, донорской кровью и ее компонентами, иными средствами, изделиями медицинского назначения и дезинфекционными средствами.
Кроме того, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и областного бюджета в установленном порядке предоставляются медицинская помощь, медицинские и иные услуги в лепрозориях, центрах по профилактике и борьбе с синдромом приобретенного иммунодефицита и инфекционными заболеваниями, врачебно-физкультурных диспансерах, центрах планирования семьи и репродукции, центрах охраны репродуктивного здоровья подростков, центрах медицинской профилактики (за исключением первичной медико-санитарной помощи, включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования), центрах профессиональной патологии, бюро судебно-медицинской экспертизы, патологоанатомических бюро, медицинских информационно-аналитических центрах, бюро медицинской статистики, на станциях переливания крови, в центрах крови, домах ребенка, включая специализированные, хосписах, домах (больницах) сестринского ухода, молочных кухнях и прочих медицинских учреждениях, входящих в номенклатуру учреждений здравоохранения, утверждаемую Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, которые не участвуют в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Перечень медицинских учреждений, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий, представлен в приложении № 5 к настоящей Программе.
V. Нормативы объема медицинской помощи
Нормативы объема медицинской помощи по ее видам рассчитываются в единицах объема на 1 человека в год, по базовой программе обязательного медицинского страхования - на 1 застрахованное лицо. Нормативы используются в целях планирования и финансово-экономического обоснования размера подушевых нормативов финансового обеспечения, предусмотренных Программой, и в среднем составляют:
- для скорой, в том числе специализированной (санитарно-авиационной), медицинской помощи - 0,318 вызова;
- для амбулаторной, в том числе неотложной, медицинской помощи, предоставляемой в амбулаторно-поликлинических учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях, - 9,573 посещения, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 8,962 посещения;
- для амбулаторной медицинской помощи, предоставляемой в условиях дневных стационаров, - 0,543 пациенто-дня, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 0,490 пациенто-дня;
- для стационарной медицинской помощи, предоставляемой в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях, - 2,627 койко-дня, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 1,894 койко-дня. В норматив объема стационарной медицинской помощи не включается объем медицинской помощи, предоставляемой в санаториях, в том числе детских и для детей с родителями.
Объем медицинской помощи, оказываемой не застрахованным по обязательному медицинскому страхованию гражданам Российской Федерации при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, входящих в базовую программу обязательного медицинского страхования), включается в нормативы объема амбулаторной и стационарной медицинской помощи и обеспечивается за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов (в случае наделения в соответствии с законом субъекта Российской Федерации органов местного самоуправления государственным полномочием субъекта Российской Федерации по решению вопросов организации оказания медицинской помощи).
Объемы предоставления медицинской помощи, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования субъекта Российской Федерации, в котором застрахованным лицам выдан полис обязательного медицинского страхования, включают в себя объемы предоставления им медицинской помощи за пределами территории этого субъекта Российской Федерации.
Сводная информация о видах и объемах медицинской помощи, установленных на 2012 год в рамках заданий областным и федеральным государственным медицинским учреждениям и негосударственным учреждениям здравоохранения на реализацию объемов медицинской помощи, представлена в приложениях №№ 6-7 к настоящей Программе.
VI. Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансового обеспечения, предусмотренные Программой
Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в соответствии с Программой, рассчитаны исходя из расходов на ее оказание и в среднем составляют:
- на 1 вызов скорой, в том числе специализированной (санитарно-авиационной), медицинской помощи – 884,3 рубля;
- на 1 посещение амбулаторно-поликлинических учреждений и других медицинских организаций или их соответствующих структурных подразделений (включая оказание неотложной медицинской помощи) – 169,8 рубля, в том числе за счет средств обязательного медицинского страхования 170,7 рублей;
- на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров – 444,8 рублей, в том числе за счет средств обязательного медицинского страхования 472,2 рубля;
- на 1 койко-день в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях – 1 270,9 рубля, в том числе за счет средств обязательного медицинского страхования 1 446,1 рублей.
Тарифы медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, включают расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, стекла, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации).
Тарифы медицинской помощи, оказываемой лечебно-профилактическими учреждениями, участвующими в плане мероприятий по поэтапному переходу бюджетных учреждений здравоохранения Курской области на одноканальное финансирование через систему обязательного медицинского страхования, включают в себя все виды расходов, за исключением расходов на реализацию федеральных и областных целевых программ в сфере здравоохранения, мероприятий национального приоритетного проекта «Здоровье», на финансирование расходов по содержанию имущества в части капитального ремонта объектов непроизводственного назначения, а также расходов на приобретение дорогостоящего оборудования.
В состав затрат на оказание медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования могут быть включены иные расходы в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
Подушевые нормативы финансового обеспечения, предусмотренные Программой, отражают размер бюджетных ассигнований и средств обязательного медицинского страхования, необходимых для компенсации затрат по предоставлению бесплатной медицинской помощи в расчете на 1 человека в год, за счет средств обязательного медицинского страхования – на 1 застрахованное лицо в год (без учета расходов федерального бюджета) и составляют в среднем 5 935,8 рублей, из них:
- 4 601,5 рубля - за счет средств обязательного медицинского страхования;
- 1334,3 рубля - за счет средств соответствующих бюджетов, предусматриваемых на оказание скорой, в том числе специализированной (санитарно-авиационной), медицинской помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, медицинской помощи при заболеваниях, передающихся половым путем, туберкулезе, ВИЧ-инфекции и синдроме приобретенного иммунодефицита, психических расстройствах и расстройствах поведения, в том числе связанных с употреблением психоактивных веществ, а также на финансовое обеспечение деятельности указанных в последнем абзаце раздела IV Программы медицинских организаций, не участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Тарифы на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию устанавливаются соглашением о тарифах на оплату медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования Курской области на 2012 год между уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации, территориальным фондом обязательного медицинского страхования, представителями страховых медицинских организаций, профессиональных медицинских ассоциаций, профессиональных союзов медицинских работников.
Для расчета стоимостных показателей Программы, представленных в приложениях №№ 7-8 к настоящей Программе, использовалась численность населения Курской области по состоянию на 01.01.2011 г. - 1 125 071 человек, численность застрахованных лиц в Курской области по состоянию на 01.11.2011 г. – 1 146 176 граждан.
VII. Критерии доступности и качества медицинской помощи
Программой устанавливаются целевые значения критериев доступности и качества медицинской помощи (приложение №9 к настоящей Программе), на основе которых проводится комплексная оценка уровня и динамики следующих показателей:
- удовлетворенность населения медицинской помощью;
- число лиц, страдающих социально значимыми болезнями, с установленным впервые в жизни диагнозом;
- число лиц в возрасте 18 лет и старше, впервые признанных инвалидами;
- смертность населения;
- смертность населения в трудоспособном возрасте;
- смертность населения от сердечно-сосудистых заболеваний;
- смертность населения от онкологических заболеваний;
- смертность населения от внешних причин;
- смертность населения в результате дорожно-транспортных происшествий;
- смертность населения от туберкулеза;
- материнская смертность;
- младенческая смертность;
- охват населения профилактическими осмотрами, проводимыми с целью выявления туберкулеза;
- охват населения профилактическими осмотрами, проводимыми с целью выявления онкологических заболеваний;
- доступность медицинской помощи на основе оценки реализации нормативов объема медицинской помощи по видам в соответствии с Программой, а также установленных Программой сроков ожидания гражданами медицинской помощи, предоставляемой в плановом порядке;
- эффективность использования ресурсов здравоохранения (кадровых, материально-технических, финансовых и других), в том числе обеспеченность населения врачами, средним медицинским персоналом, а также больничными койками.
Выравнивание финансовых условий реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования с учетом совокупных доходных источников их финансового обеспечения, а также стимулирование эффективности реализации территориальных программ осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ознакомиться с полным текстом Программы государственных гарантий на 2012 год можно на сайте территориального Фонда обязательного медицинского страхования Курской области.